В начале четвёртого действия своей комедии «Горе от ума», Александр Сергеевич Грибоедов завораживает читателей и зрителей своими словами об изменчивости человеческой натуры. Он описывает толпу, собравшуюся в балагане, передавая её настроение и эмоции через умелые и точные наблюдения. Таким образом, драматург создаёт общий фон и атмосферу для дальнейшего развития сюжета.
В этих строках Грибоедов проявляет своё мастерство использования различных литературных приёмов. Комические сценки, сравнения, аллегории – всё это помогает ему передать полноту и разнообразие жизни. Он акцентирует внимание на характерных чертах поведения обывателей, высмеивает их взаимную зависть и злорадство. Отметим, что в описании толпы заметно присутствие стереотипных образов и типажей, что делает текст ироничным.
Грибоедов ярко и с юмором рисует нам картину балагана с его постоянной суетой, громкими разговорами и торжествующим шумом. Комические сцены и диалоги отличаются высокой жизнесилой и тонким юмором. В тексте можно заметить насмешливые отсылки к тогдашней действительности и общественным порокам. Используя своё наблюдательное талант и способность увидеть глубину душевных процессов, Грибоедов подчёркивает противоречия и дуализм в поведении собравшихся людей.
Описание событий в начале 4 действия работы А.С. Грибоедова
В начале 4 действия комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, автор описывает события, происходящие в доме Чацкого. Действие разворачивается в помещении, которое представляет собой комнату, в центре которой находится большой стол. За ним сидят гости, в том числе Чацкий, Софья и Молчалин. Вокруг стола разгорается живой разговор, полный эмоций и страстей.
Персонажи активно обсуждают различные темы, ведут дискуссии и споры. Чацкий выражает свою неприязнь к дворянскому обществу и идеалам, преобладающим в нем. Он осуждает несправедливость и лицемерие, критикует дворянскую лень и бездарность. Софья сама несет на себе труды репутации, и поэтому исключена из коллектива дам. Молчалин берет на себя роль молчаливого комментатора и периодически включается в разговор, высказывая свои мысли.
Напряжение в комнате постепенно нарастает, и обстановка становится все более напряженной. Автор умело передает разнообразные настроения персонажей и их реакции на сказанное. От общего раздражения до заинтересованного внимания, все эмоции находят свое отражение на лицах гостей. Все эти детали добавляют комедии легкости и естественности.
Встреча Склячкина и Захара
Склячкин: Здравствуйте, Захар. Какая у вас прекрасная страна, Россия. У вас так много необычных обычаев и странных традиций. Я не понимаю, как можно жить в таком месте.
Захар: Вас приветствую, сударь. Да, Россия удивительная страна, с множеством своих традиций и обычаев. Многие из них, действительно, необычны для иностранцев, но мы, русские, привыкли к ним.
Склячкин: Но ведь ваши обычаи просто абсурдны. Например, почему вы так часто целуетесь и обнимаетесь? Это ведь совершенно неестественно и безопасно!
Захар: Это наша национальная традиция, сударь. Целование и обнимание – это проявление приветствия и доброты. Мы дарим друг другу свою теплоту и заботу.
Склячкин: Но я не могу принять такое. Это нарушает мои личные границы и принципы.
Захар: Я понимаю вашу точку зрения, сударь, но каждый народ имеет свои особенности, которые нам следует уважать и понимать. Все эти различия делают мир интересным и разнообразным.
Встреча Склячкина и Захара – это пример столкновения различных культур и мировоззрений, подчеркивающий идею об уникальности каждого народа и необходимости уважать и принимать другие традиции.
Прибытие Молчалина и Чацкого на бал
Молчалин, бывший кавалер-гвардии, одет в свой военный мундир, хотя находится в отставке. Он вызывает долгое и неловкое внимание, ведь в те годы образцами моды были латинские бушлаты и украшения из бриллиантов. В своих действиях Молчалин руководствуется неопределенными принципами и постоянно страдает от его собственной неуверенности и мнительности.
Чацкий, который уже давно влюблен в Софью, приехал на бал с разными надеждами и ожиданиями. На внешний вид он, напротив, не обращает внимания и выглядит довольно скромно и неприметно. В его поведении присутствует некоторая тревожная неуверенность.
Рассказ Молчалина о своей жизни
Молчалин живет в Москве и не способен на нормальную работу, так как его физическое и психическое состояние не позволяют ему заниматься активным трудом. Он страдает от болезненной застенчивости и непреодолимой робости, поэтому единственное, чем занимается Молчалин, — это наблюдение за окружающим миром из окна своей комнаты.
Светлый идейный человек, Молчалин весьма мечтательно смотрит на происходящие вокруг события. Он настолько оторван от реальности, что думает о своем бытии и жизненном пути не просто наблюдая, но и философствуя о великих вопросах судьбы.
Вид сверху | Видишь всех… острой так берушкой! |
Вид снизу | А с положенья — всегдашней вещи — |
Вид с шагу | В подборочку пустоты-то попал! |
Читая эти строки, понимаем, что Молчалин воспринимает жизнь слишком абстрактно и зациклен на своих мыслях, пренебрегая реальностью. Он пытается найти ответы на главные вопросы Вселенной, но не может изменить свою судьбу, потому что забывает прислушиваться к требованиям реального мира.
Таким образом, Грибоедов изображает Молчалина в начале 4 действия, как истинного философа, который живет в своих мыслях, слаб и склонен к депрессии. Его рассказ о своей жизни становится иллюстрацией его внутренней пустоты и отчужденности от общества. Этот образ Молчалина затрагивает глубокие проблемы нравственности и социализации.
Появление Склячкина и Молчалина на задний двор
В начале четвертого действия «Горе от ума» Грибоедов описывает появление Склячкина и Молчалина на задний двор. Этот момент играет важную роль в развитии сюжета и характеризует этих персонажей.
Склячкин, видимо, обезьяноподобно спрыгнул с кортикальчика, и рослый, хоть и смахивает на хомутика. Его постоянные терты с Молчалиным дают и Левханову возможность добавить в свою речь сравнение Склячкина с «сорока летным страусом» и называть его «моим глухарем». Он показывает своих петухов – двух великолепных пекинских уток.
Молчалин появляется на даче Склячкина в армякском костюме и заявляет, что он пришел приветствовать Склячкина от имени Горчакова и вообще «всей Москвы». Его внешность и манеры вызывают смех и насмешки, но Молчалин остается непоколебим в своих убеждениях.
Таким образом, описанная сцена поражает своей комичностью и яркостью образов Склячкина и Молчалина. Она служит не только для создания смешных ситуаций, но и передает иронию Грибоедова по отношению к российской общественности и ее представителям.